Принятие решения на основе законности в арбитражном процессе

Страница 3

Единообразное и правильное применение законодательства при разрешение экономических споров имеет особое важное значение из- за многозначности органов и лиц, имеющих право их решать; органической связи разрешения споров с экономической деятельностью и руководством ею. Единство в применении законодательства в этой сфере содействует нормативному функционированию экономического механизма, обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении экономических споров возложено на государственный арбитраж, использующий в этих целях разнообразные формы.

В.И. Ремнев, пишет, что понятие законности охватывает не только исполнение и соблюдение законодательства, но и его постоянное совершенствование в соответствии с назревшими потребностями общества.

Государственный арбитраж согласно закону вправе вносить предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений и этим правом он активно пользуется, внося предложения по наиболее глобальным вопросам совершенствования хозяйственного законодательства.

Говоря о принципе законности в арбитражном процессе необходимо отметить, что он неразрывно связан с демократизмом данной процессуальной формы защиты права.

В юридической литературе справедливо подчеркивается неразрывная связь законности и демократии.

Существенное значение для взаимодействие демократии и законности имеют формы ее обеспечения, демократизм средств, используемых для приведения в соответствие с законом поведение организаций и лиц, совершающих правонарушение и защиты нарушенных прав и интересов. Демократизм проявляется таким образом, в гарантиях законности, заложенных в процессуальной форме деятельности правоприменительных органов.

Демократизм арбитражной процессуальной формы позволяет считать, что арбитраж и государственный арбитраж должен в итоге стать центром, обеспечивающим законности всех органов, осуществляющих защиту прав и интересов хозяйственных органов. В этих целях могут быть использованы такие формы, как пересмотр решения иных органов в порядке надзора, разбирательство дел по искам заинтересованной стороны, не согласной с односторонним действием контрагента, предоставление права давать обязательные к использованию указания по результатам анализа и обобщения правоприменительной деятельности в системе, в рамках территории или страны в целом совершенствования контрольной деятельности государственного арбитража. Способствовало бы наиболее последовательному проведению принципа законности в экономических делах страны.

Реализация принципа законности в арбитражном процессе обеспечивается целым рядом процессуальных гарантий. К их числу относятся прежде всего гарантии, составляющие содержание других принципов арбитражного процессуального права, например независимость судей арбитражного суда и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, равенство сторон перед законом и судом, состязательность процесса и равноправие сторон, гласность разбирательства в арбитражных судах, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

Законодатель, детально регламентируя арбитражный процесс, все же допускает возможность судебных ошибок. Поэтому для их устранения и восстановления законности предусмотрены стадии пересмотра арбитражных судебных постановлений, а именно стадия пересмотра решений, не вступивших в законную силу, в апелляционном и кассационном порядке и стадии пересмотра вступивших в законную силу решений и определений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Страницы: 1 2 3 4