История развития криминологии

Страница 1

Криминология - наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности и перспективах ее ликвидации. Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, противоречащем требованиям уголовного закона.

Сам термин произошел от латинских слов crimen - преступление и logos - слово, учение.

Это самостоятельная общетеоретическая социально-практическая и прикладная наука.

Непременным условием успешной борьбы с преступностью выступает понимание ее причин, а также личности преступника. На всех этапах развития общества эта проблема была актуальной и интересовала философов, социологов, юристов, политиков и других ученых смежных отраслей знаний, однако до середины XIX века она решалась поверхностно, в рамках уголовного права.

Для наиболее эффективного решения основных проблем криминологии, для лучшего понимания различных подходов, а также ее предмета и методов представляется немаловажным изучение этапов ее становления как в Европе, так и в России.

Проблемы криминологии рассматривались уже в трудах античных философов. По Сократу, человек совершает проступки потому, что не знает, в чем его благо. Платон утверждал, что причина преступности заключается в роскоши и, как следствие, в изнеженности и безделье. В сочинениях Аристотеля тоже можно обнаружить попытки отыскать причины совершения преступлений. С одной стороны, он высказывался против идеи о том, что преступная составляющая заложена в человеке от рождения - от самого человека зависит, совершать ему благие поступки или дурные. С другой стороны, в трудах Аристотеля можно встретить рассуждения, сходные с галлеевской френологией - он выделял связь между формой головы и душевными качествами человека, а также наследственный характер преступных инстинктов.

Важную роль в развитии криминологии сыграли рассуждения римского врача Галена о влиянии злоупотребления алкоголем на совершение преступлений. Римские юристы (например, Цицерон) особое влияние уделяли нормативно-правовому регулированию поведения людей.

С течением времени выработалось 3 основных подхода к причинам преступности. Первый из них в качестве ведущей причины преступности выделял антропологические черты преступника, второй - личностные качества и влияние воли самого человека на совершаемое им деяние, а третьим выделился теологический подход, подразумевающий, что все поступки человека подвластны Богу, в том числе и преступные.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) отодвинула на задний план общественные интересы, усилив внимание к личности. Изменение взглядов на человека и его место в мире привело и к изменению взглядов на преступность и ее причины: философы Ренессанса видели в человеке и его душе центр всего сущего - так зародился антропоцентризм.

В эпоху Просвещения вопросы преступности и ее причин не переставали интересовать ученых. Так, Т. Гоббс опирался в своей теории на природные качества людей, такие как недоверие, соперничество, любовь к славе. Только сильная власть, считал он, способна обеспечить безопасность и порядок в государстве и обществе. Если нет сильной власти, то все граждане находятся в состоянии войны друг с другом. Д. Локк отмечал решающее влияние среды на поведение личности. Ш. Монтескье исходил из социальной обусловленности нравов и поведения и полагал, что справедливыми законами можно эффективнее бороться с преступностью. Ж. Ж. Руссо считал, что причиной любых социальных отклонений, в том числе и преступности, являются частнособственнические интересы общества. Превентивную силу закона он видел в закреплении в законе общей воли, т.е. убеждении наибольшей части граждан, а не в суровой каре за преступление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6