Правовой акт как внешняя форма юридической деятельности

Страница 1

В юридической литературе дано много содержательных характеристик правового акта. Нередко их отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, иные акты. Главной характеристикой нормативно-правового акта является в них - выражение государственного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний. Природа, признаки и виды правового акта обстоятельно проанализированы в учебно-практическом и справочном пособии Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской «Правовые акты» По мнению авторов, для правового акта как разновидности документов характерны, прежде всего, такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм. Вместе с тем правовой акт обладает специфическими признаками, выделяющими его среди других документов. К таким признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и принимать правовые акты (носителей властных функций и полномочий). Правовой акт рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений [25, c.117-118]. Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под нормативо- правовым актом следует понимать - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [2].

Классификацию правовых актов можно построить на основе такого критерия, как их нормативная природа. В этом смысле правовые акты подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и индивидуальные правовые акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

Правовые акты различаются также по порядку принятия. Речь идет об актах, принимаемых государственным органом в коллегиальном порядке. Другая группа правовых актов принимается на основе единоначалия - указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, распоряжения главы местной администрации и др. Существуют также акты, принимаемые в коллегиальном порядке, но оформленные актами единоличного характера, например, решения коллегий министерств, которые чаще всего проводятся в жизнь приказами министра. В других случаях предварительное коллегиальное обсуждение проектов актов служит способом их апробации, учета позиции специалистов, ученых, организаций-партнеров, а также общественного мнения. Научные, консультативные, экспертно-аналитические, координационные комиссии, советы и центры предназначены для этих целей.

Гарантией действенности правового акта является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.

Правовому акту присущи определенные устойчивые признаки:

а) это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Данная форма предполагает:

структуризацию текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т.п.);

формулирование правил поведения длительного или разового характера;

нормативный язык;

использование специфически юридических понятий и терминов;

соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту;

б) правовой акт имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовой акт предопределяется конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов правовых актов, которые за ним закреплены;

в) издание правового акта допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта. Министерство, местная администрация и иные органы государственной власти и местного самоуправления с помощью правового акта реализуют закрепленную за ними компетенцию, действуют в рамках предметов ведения и полномочий;

Страницы: 1 2 3