Историко-правовые аспекты лизинговых отношений в предпринимательской деятельности в России и некоторых зарубежных странах

Страница 1

Договор лизинга появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашёл широкое распространение в середине XX века. Лизинг как юридический институт был призван регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанных с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.

Так, например, М.И. Кулагин, характеризуя изменения, происшедшие за последние десятилетия (к началу 80-х г. г. XX века) в системе договоров в странах Запада, отмечает, что "с середины нашего столетия большое распространение получили договоры лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передаёт другой стороне (пользователю) определённый предмет (машину, транспортное средство, завод и т.п.), а пользователь обязуется вносить за него периодическую плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачётом этих платежей".

Аналогичных позиций придерживается Ю.И. Свядосц, который пишет, что "отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте всё шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США ещё в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашёл признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах созданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция - Закон от 2 июля 1966 г.; Англия - Закон об аренде-продаже 1965 г)".

Проведенное исследование приводит к выводу о том, что процесс становления и совершенствования лизинговых отношений в предпринимательской деятельности имеет существенные различия по странам. Обусловлено это, прежде всего, особенностями их экономического развития, различиями законодательного регулирования лизинга, спецификой договорно-правовых связей между сторонами, а также традициями и принадлежностью таких стран к различным правовым системам. В этой связи представляется необходимым детальное рассмотрение историко-правовых аспектов лизинговых отношений в предпринимательской деятельности в России.

Сразу отметим, что основная особенность развития отечественного лизинга состоит в том, что в России (а точнее в СССР) первоначально возник международный лизинг, а затем уже - внутренний лизинг, что было вызвано рядом экономических и правовых причин, о которых будет сказано ниже.

Итак, условно, развитие лизинговых отношений в нашей стране можно разбить на пять этапов.

Первый этап - 1970-е - 80-е гг. - характеризуется тем, что, во-первых, лизинговые операции были крайне редки, если не единичны; во-вторых, это были, прежде всего, операции международного лизинга; в-третьих, они не имели действительной значимости и актуальности в условиях административно-распорядительной системы.

Среди предметов лизинга, ввозимых в Россию, были в основном морские суда, автомашины, дорожно-строительная техника, а также некоторое другое оборудование. Среди экспортируемой на основе лизинга продукции, объем которой был значительно меньше, были подвижной состав, сельхозтехника и некоторое другое оборудование.

При заключении договора лизинга между советскими внешнеторговыми объединениями и иностранными фирмами возникал вопрос о применимом праве. В ряде случаев в силу норм или соглашения сторон отношения, возникающие из договора, подпадали под действие советского материального права. В СССР не было специального законодательства, регулирующего лизинговые правоотношения, поэтому на основании ст.12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г., применялся закон, регулирующий сходные правоотношения (аналогия закона). Таким законом выступали общие положения главы 27 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г., именуемой "Имущественный наем".

Характеризуя данный этап, подчеркнём, что 28 мая 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Особое значение здесь приобретает тот факт, что данный акт был принят при участии СССР. И хотя Конвенция и не была тогда ратифицирована СССР, необходимо отметить безусловное влияние указанного документа на развитие международного лизинга не только в зарубежных странах, но и в нашем государстве, поскольку в то время уже имелась определенная практика осуществления операций международного лизинга. Кроме того, принятие Конвенции оказало существенное влияние на дальнейшее развитие российского законодательства о лизинге, так как её положения активно использовались в законодательном процессе. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что Конвенция представляет интерес не только как акт международного частного права, позволяющий определить право применимое к отношениям по международному финансовому лизингу, но и содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинговой сделки, её характерных признаков, прав и обязанностей сторон, а также положения об ответственности. Данное обстоятельство наиболее ценно, поскольку сама Конвенция - результат согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.

Страницы: 1 2 3