Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений

Страница 4

Особый статус публично-правовых образований с точки зрения его практического использования вполне оправдан. Любое другое решение этого вопроса возможно путем либо отказа от гражданской правосубъектности публично-правовых образований, что практически невозможно, либо применения к ним общих правил, связанных с юридическими лицами, например правил о порядке создания и прекращения юридических лиц, что также невозможно.

Необходимо разделить нормы, регулирующие правовой статус и формы участия государства и муниципальных образований в гражданских отношениях, так как их правовой статус различен. Это подтверждается и тем, что статус их органов регулируется разными законами: Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Различия выражаются в основаниях возникновения и прекращения права муниципальной и государственной собственности (например, на бесхозяйные вещи, находка, реквизиция, конфискация и т.д.), в том числе различен перечень имущества, который может находиться исключительно в государственной и муниципальной собственности.

Підпис: субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что субъект является необходимым элементом любой деятельности, в том числе и той, которую отражает конструкция правоотношения.
Понятие правоотношения отражает не просто всю регулируемую деятельность, а те ее составляющие, которые необходимы для гражданско-правовой деятельности, а именно - субъект, объект, субъективные права и обязанности.
В юридической литературе указывалось на такую особенность гражданско-правового регулирования, как широкое применение поднормативного регулирования отношений, формирование содержания прав и обязанностей в допускаемых законом пределах волеизъявлением сторон. Но поскольку поднормативным способом регулирования выступает обычно договор, содержащий согласованную волю сторон, то юридическое равенство субъектов гражданского права проявляет себя и в равной возможности сторон правоотношения в формировании содержания последнего.
Юридическое равенство субъектов гражданского права находит свое выражение в их общем положении (правоспособности), в структуре и содержании прав и обязанностей в конкретном правоотношении, в особенностях юридических фактов, порядке формирования содержания правоотношения, гражданско-правовой ответственности.
Особенность гражданской правоспособности состоит в том, что она ни по характеру субъективных прав, которые может иметь ее носитель, ни по юридическим фактам, которые могут исходить от субъектов гражданского права, не заключает в себе возможности одностороннего предписания, навязывание своей воли, веления по отношению к другим лицам. Равенство субъектов гражданского права носило бы весьма призрачный характер, если бы установление правоотношения происходило вследствие одностороннего властного волеизъявления участника этого отношения
Таким образом, государство является сложной органичной системой. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде посредством органов государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как собственник принадлежащего ему имущества государство, не обладая сознанием и волей, участвует в гражданском обороте посредством различных государственных органов, как наделенных, так и не наделенных правами юридического лица.

Страницы: 1 2 3 4