Особенности приобретения имущества учреждением

Страница 3

Цели введения в Бюджетном кодексе жестких ограничений на совершение сделок очевидны - коммерческая деятельность государственных учреждений в значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ создают возможность признания недействительной практически любой сделки, совершенной бюджетным учреждением.

Часть 4 ст.161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба соответствуют п.1 ст.400 ГК РФ, допускающей ограничение размера ответственности.

Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому законодательству. В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ договор, не измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении обстоятельств, указанных в ч.4 ст.161 БК РФ, контрагент учреждения в силу ч.2 ст.328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном случае только реального ущерба). Учреждение, в свою очередь, вправе предъявить в суд иск об изменении договора. Контрагент в этом случае вправе предъявить встречный иск о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК РФ).

До 2011 года учреждения бюджетной сферы практически не использовали возможность приобретения имущества с помощью договора лизинга. Несмотря на то что это дает возможность обновления дорогостоящих основных фондов. На сегодняшний день эта форма финансовой аренды стала более понятна, так как в нормативные акты был внесен ряд уточнений.

Договор лизинга

Для начала обратимся к статье 665 Гражданского кодекса РФ. Именно там дано определение лизинга. В частности, в этой статье сказано: "По договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование".

Итак, основное отличие договора лизинга от обычного договора аренды заключается в количестве участников договора (договор аренды заключается непосредственно между арендатором и арендодателем, а предметом такого договора, как правило, является имущество, ранее приобретенное арендодателем для собственных нужд или для передачи в аренду).

Еще одна особенность договора лизинга - то, что арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Поэтому гражданским законодательством специально оговорено: договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Однако данная норма более категорична в отношении бюджетных учреждений. Дело в том, в что в 2010 году в статью 665 Гражданского кодекса РФ введено уточнение: "Договором лизинга, арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества осуществляется арендодателем". При этом не пояснено, для каких целей учреждением приобретается лизинговое имущество (для использования в основной или приносящей доход деятельности).

Помните о нюансах

В отношении лизинга имущества для бюджетных учреждений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ было сделано два немаловажных уточнения. Особенности заключения договора лизинга и исполнения обязанностей по нему детализированы в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Лизинговые платежи в натуральной форме недопустимы

Установлено, что положения абзаца 2 пункта 2 статьи 28 Закона № 164-ФЗ на бюджетные учреждения не распространяются. Данным пунктом установлено, что в случае, если стороны договора производят расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон (она прописывается в договоре лизинга). Вероятно, запрет на подобное согласование цены продукции, выпускаемой учреждением, введен во избежание злоупотреблений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8