Ограничения осуществления права распоряжения имуществом

Страница 1

Указание в п.1 ст.296 ГК на наличие правомочия распоряжения в содержании права оперативного управления повлекло за собой весьма распространенную ошибку в нормативных актах, определяющих правовой режим имущества применительно к различного вида учреждениям. В соответствии с п.1 ст.11 Закона "Об образовании" образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или передавать во временное пользование находящееся в его оперативном управлении имущество; в п.4 ст.29 Закона "О музеях" установлено право музея сдавать в аренду недвижимое имущество; нормы о праве учреждения выступать в качестве арендодателя и передавать свое имущество во временное безвозмездное пользование имеются и в большинстве уставов, в типовых, примерных положениях, утвержденных Правительством. Различие между ними лишь в том, что в одних случаях для реализации этого права требуется согласие собственника, а в других - нет, в третьих - согласие необходимо только в отношении недвижимого имущества. Применительно к отдельным видам учреждений такое согласие собственника упомянуто в постановлении Правительства России от 24 марта 1997 г. "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду".

Даже среди ученых есть мнение, что в силу ст.298 ГК учреждение вправе выступать в качестве арендодателя в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества.

Поскольку содержание права оперативного управления учреждения осталось неизменным с 1961 г. и на практике заключение договора аренды в отношении имущества учреждений - достаточно распространенное явление (книжные киоски, буфеты и др.), постольку было бы целесообразно предоставить учреждению право с согласия собственника сдавать в аренду любое находящееся у него имущество (тем более что библиотеки, музеи предоставляют во временное пользование имеющиеся у них фонды, и это является одним из способов осуществления целей их деятельности), и указать на то, что арендные платежи остаются в распоряжении учреждения и направляются исключительно на поддержание технического состояния недвижимого имущества (подобное положение включено в п.4 ст.29 Закона "О музеях") либо на реинвестирование основной деятельности (п.2 ст.45 Закона "Об образовании"). Максимальный срок договора аренды можно установить в зависимости от свойств объекта.

Права владения и пользования, как и правомочие распоряжения, имеют известные пределы, через которые проявляется ограниченный характер этого вещного права. В отличие от собственника, владеющего и пользующегося принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, учреждение реализует права владения и пользования только в строгом соответствии с целями деятельности, назначением имущества. В противном случае собственник может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п.2 ст.296 ГК) и распорядиться им по своему усмотрению. Указанное право распространяется на все имущество учреждения, за исключением денежных средств.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, чаще всего публичного. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Появление этих вещных прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики. Государство как собственник основной массы имуществ, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица - "предприятия" и "учреждения", закрепляя за ними свое имущество на некоем ограниченном вещном праве. С 60-х гг. это право стало именоваться у нас правом оперативного управления, а впоследствии (в законах о собственности) было разделено на более широкое по содержанию "право полного хозяйственного ведения", предназначенное для производственных "предприятий", и более узкое "право оперативного управления", предназначенное для госбюджетных и аналогичных им "учреждений".

Страницы: 1 2 3