Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления

Страница 3

Из текста закона следуют три направления реализации его положений:

1. создание законодательной и нормативной базы местного самоуправления;

2. создание организационных структур местного самоуправления;

3. проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):

1. на федеральном уровне - органами государственной власти Российской Федерации;

2. на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации;

3. на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований и созданными им органами местного самоуправления

Но прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен, так как Конституция Российской Федерации предусматривает, что установление общих принципов организации местного самоуправления, развивающих конституционные положения о местном самоуправлении, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Ряд наиболее крупных "блоков" вопросов должны быть разрешены в федеральном законодательстве - это, прежде всего вопросы, которые трудно решаются на уровне области, республики: собственность, земля, финансы, урегулирование конфликтов между местным самоуправлением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (первый шаг в этом направлении сделан законодателем в новом Гражданском Кодексе, где впервые субъектом гражданских отношений наряду с Российской Федерацией и субъектами Федерации выступают и муниципальные образования).

Основная же масса организационных вопросов должна определяться законодательством субъектов Российской Федерации и уставами самих муниципальных образований, так как при осуществлении местного самоуправления особенно велика роль местных условий и традиций.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко регламентируется понятие местного самоуправления (ст. 1), права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления (ст. 2). Отдельная глава посвящена вопросам местного значения, а так же права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений (гл. 3). Большое значение имеет глава 5: формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Но как было сказано выше, прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен. Поэтому более полно раскрывает эти и другие вопросы краевые законы. В Краснодарском крае важную роль играет

Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Здесь шире раскрываются такие вопросы, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5), наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (гл. 4). Несколько глав посвящены органам местного самоуправления и должностным лицам, их правам, обязанностям, ответственности (гл. 6, 8). Рассматривается такой вопрос, как межмуниципальное сотрудничество в Краснодарском крае (гл. 7). Немаловажную роль играет глава 2, которая называется «принципы территориальной организации местного самоуправления в Краснодарском крае» (ст. 6-9).

Страницы: 1 2 3 4