Формы осуществления административной юрисдикции

Административная юрисдикдия - это длящаяся во времени деятельность, состоящая из определенных действий. Последние образуют соответствующие стадии, и в целом, юрисдикционный процесс, от которого следует отличать процедурно-процессуальные формы этой деятельности (15).

Юрисдикция осуществляется в порядке, установленном законом. Не составляет исключения и административная юрисдикция. Процессуальная форма характерна не только для осуществления правосудия, она «характерна для всех видов юрисдикционной деятельности». Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и принятия решения по ним строго регламентирован административно-процессуальньми нормами. Разумеется, речь идет не о всех административно-процессуальных нормах, а лишь о тех из них, которые определяют порядок рассмотрения дела об административном проступке и принятия решения по нему. Эта группа процессуальных норм закрепляет права и обязанности субъектов — участников рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. В современной правовой литературе по административному процессу преобладает понимание данного процесса как совокупности отдельных административных производств.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках, следующих административно-процессуальных стадий:

1) первичные процессуальные действия;

2) рассмотрение дела по существу;

3) обжалование и пересмотр постановлений органов административной юрисдикции;

4) исполнение постановлений этих органов.

Третья стадия — обжалование и пересмотр постановлений органов административной юрисдикции — является стадией факультативной, зависящей от обоснованности и законности принятого решения по делу, а также от инициативы участников процесса.

Здесь можно говорить о видах административно-юрисдикционного производств. Для одних характерна полная административно-юрисдикционная процедура, другие разрешаются в рамках ее сокращенного варианта. Анализ правовых норм, регламентирующих порядок осуществления административной юрисдикции, позволяет выделить несколько видов процессуальных форм реализации данного типа правоохранительной деятельности:

1) производство в органе административной юрисдикции первой инстанции;

2) ускоренное производство;

3) специальное производство по применению административных взысканий за совершение преступлений, не представляющих, большой общественной опасности;

4) производство в органе административной юрисдикции второй инстанции.

Важнейшими предпосылками твердого соблюдения гарантий прав личности в административно-юрисдикционном процессе являются институты обжалования и пересмотра постановлений органов административной юрисдикции. Постановление административной комиссии или иного компетентного органа может быть обжаловано нарушителем в десятидневный срок со дня вручения ему этого постановления. Жалоба, поданная в указанный срок, является основанием для производства по делу в органе административной юрисдикции второй инстанции. Круг органов, которым может быть принесена жалоба и которые, следовательно, могут выступать в качестве органа административной юрисдикции второй инстанции, зависит от вида наложенного на виновного административного взыскания.