Этапы изучения преступности

Страница 2

Особую характеристику условий (обстоятельств),способствующих совершению преступлений надо дополнить анализом криминогенных фоновых явлений, которые и не относятся к преступным, тем не менее сами по себе активно питаю преступность, создают для существования и распространения преступности благоприятную обстановку. К их числу относятся: бродяжничество, проституция, алкоголизм.

Причины индивидуального преступного поведения.

На индивидуальном уровне общие причины преступности находят широкий круг криминогенных факторов, конкретных причин индивидуального преступного поведения. Данные причины коренятся в различных сферах социальной жизни, с которыми индивид сталкивается непосредственно, в которых он существует. К таким причинам относятся, негативные воздействие в семье, школе, ближайшем бытовом окружении, трудовом коллективе, а также средств массовой культуры и информации, которые породили антисоциальные взгляды, установки определенных лиц и вызвали их преступное поведение.

К примеру, преступность среди бывших детдомовцев, примерно, вдвое выше, чем среди выходцев из полных семей [1, с. 77].

Жертвы преступности.

Действия преступлений часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего. Потерпевший своим не осторожным поведением, аморальными и противоправными поступками может спровоцировать преступление, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.

Учение о жертве преступления – виктимология – часть более широкого учения о жертвах не только преступлений, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, политических противостояний [5, с. 197].

Изучение поведения и личности потерпевшего от преступлений имеет целью:

- более углубленное понимание природы и причины преступного поведения, ситуаций, которые предшествовали преступлениям, сопутствовали им и последовали после их окончания;

- определение того ущерба (материального, духовного, нравственного, психологического),который наносится отдельными преступлениями и преступностью в целом;

- успешную профилактику (предотвращение, пресечение) преступлений [9, с. 51].

Исходя из поведения потерпевшего, ситуации, предшествующие преступлению, можно выделить четыре группы:

1. Ситуации, в которых действия потерпевших носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления. Это противоправное или (и) аморальное поведение.

2. Ситуации, в которых действия потерпевшего носят неосторожный характер, создавая тем самым благоприятные условия для совершения преступления. Например, оставление без присмотра личных вещей в таких местах, где относительно велика возможность их похищения. Неосторожность поступков потерпевшего понимается не в уголовно-правовом, а в криминологическом смысле.

3. Ситуации, в которых действия потерпевшего является правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника. Например, правильная критика в адрес человека, нетактично ведущего себя в общественном месте, порождает с его стороны насилие по отношению к сделавшему замечание лицу.

4. Ситуации, в которых действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности, предусмотрительности.

Социальные последствия преступности.

Учет социальных последствий преступности должен включать не только совокупный вред в масштабах всего общества или даже отдельного населенного пункта. Необходимо иметь в виду и индивидуальный ущерб, наносимый конкретными людьми, их здоровью, психике, нравственности, престижу, жизненным планам. Некоторые из таких последствий плохо поддаются учету или вообще не поддаются ему [5, с. 207].

При изучении социальных последствий преступности очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы включают такие разделительные признаки: содержание наносимого преступного ущерба; объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред; тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства; время наступления общественно опасных последствий; последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета; сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесение ущерба; масштабы ущерба.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что этапами изучения преступности являются: преступность и ее основные характеристики; общие причины существования преступности; условия, способствующие совершению преступности; причины индивидуального преступного поведения; жертвы преступности; социальные последствия преступности.

Страницы: 1 2 3 4 5