Характеристика преступлений, связанных с хищением на транспорте

В современных условиях правонарушения в сфере экономики приобретают новые формы. Особенно остро эта проблема проявляется в отношениях собственности, которые все чаще становятся объектом преступных посягательств. С развитием рынка происходит расширение сферы имущественных отношений. Предметом товарообмена при заключении гражданско-правовых сделок становятся не только вещи, но и имущественные права. В экономический оборот все интенсивнее включаются природные ресурсы, недвижимость, результаты интеллектуальной деятельности, информация. Поэтому криминальная ситуация в России в процессе становления рыночных отношений и информационного общества меняется. Наряду с воздействиями на материальные ценности, виновные лица получают незаконную прибыль от совершения посягательств на различные блага невещественного содержания.

Преступность в России становится все более организованной и профессиональной. Это не могло не затронуть транспорт, который в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны, имеет статус связующего звена с другими отраслями экономики России, удовлетворяет все возрастающие потребности во всех видах перевозок как государства, так и частных промышленных и иных компаний, а также граждан.

Преступность на транспорте, также как в целом в стране, приобрела организованный характер. Основными видами организованной преступной деятельности на железнодорожном транспорте являются хищения грузов, незаконный оборот наркотиков и их контрабанда, совершение террористических актов, а также контроль над проституцией на крупных вокзалах, расположенных в них гостиницах, и в пассажирских поездах.

Грузовые перевозки на транспорте традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости. Сумма убытков, понесенных всеми участниками перевозочного процесса, постоянно возрастает. Законодатель, преследуя цель защиты прав на собственность и исходя из характера и степени общественной опасности, разместил эти нормы в различных главах. Объект преступлений, в том числе и хищений, описанных в главе 21 УК, - общественные отношения собственности. Собственность - важнейшее экономическое материальное отношение (совокупность которых образует экономический базис российского общества), имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Собственность как социальное явление и экономическая категория представляет собой триаду фактических общественных отношений владения, пользования и распоряжения материальными благами, присвоенными и принадлежащими собственнику. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения приобретают правовую форму и юридически опосредуются как правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом (субъективное право собственности).

К числу преступлений против собственности уголовным законодательством отнесены следующие: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности статьи 158-168 УК РФ).

За последние годы фактический порядок погрузки, приема, транспортировки и выгрузки грузов претерпел значительные качественные изменения, которые усилили негативные тенденции в обеспечении сохранности перевозимых материальных ценностей. Погрузка грузов клиентским организациям первоначально контролировалась, в последующем выборочно проверялась работниками транспортных организаций, в настоящее время - практически бесконтрольна.

Кроме того, на обеспечение сохранности перевозимых грузов негативным образом повлияло сокращение пунктов коммерческого осмотра (с 167 до 99) и как следствие, сокращение оперативных заслонов милиции на стыковых, междорожных и внутридорожных грузовых станциях.

Как следствие, возросло число хищений грузов (+5,5%), в т.ч. совершенных в крупном размере (+58,3%). Увеличилось число зарегистрированных хищений нефтепродуктов (+18,1%). Материальный ущерб от хищений грузов составил свыше 92 млн. рублей.

Актуальность данного направления работы связана с тем, что железнодорожный транспорт продолжает оставаться одним из основных потенциально опасных объектов преступных посягательств.

В основном, исследования ученых по раскрытию и расследованию преступных посягательств на грузы были освещены в работах Д.В.Гребельского, В.А.Лукашова, ЛЛ.Околовича, Утевского, Н.Н.Баранова, Е.П.Фирсова, А.А.Жижко, И.И.Колесникова, А.С.Прудникова, А.П.Бабаевой, В.П.Мозгового, В.П.Порубова, В.В.Каверина, Е.П.Рябцева, А.П.Егорова и других.

Цель работы – дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с хищениями, совершенных на транспорте.

Задачи работы:

1. Дать уголовно-правовой анализ преступлений, совершаемых на транспорте;

2. Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с хищениями, совершенными на транспорте;

3. Раскрыть уголовно-правовые особенности хищений, совершенных на отдельных видах транспорта.