Формы и методы лоббирования в российском парламенте

Одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество является лоббизм. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Ведь не секрет, что чиновник или парламентарий, вступивший в теневые отношения с лоббистом и выполняя его заказ, получает за свои услуги оговоренное финансовое вознаграждение. Все это разные грани лоббизма Тематика лоббизма находится сейчас в постоянном поле зрения ученых, властных структур и общественности, она является объектом различного рода исследований, что вызвано значительными социальными сдвигами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, и коренными изменениями власти и бизнеса, взаимоотношений как внутри них, так и между ними.

Между тем, исследованию практических сторон лоббистской деятельности современной российской наукой уделяется, недостаточное внимание, что, очевидно, не соответствует масштабам их распространения в деловой практике. Ученые, в большей части, заостряют свое внимание на теоретических аспектах: объектах лоббизма (органах государственной власти), рассуждениям о важности принятия регулирующего это явление законодательства, опыту западных стран и пр.

Законодательный орган страны – является, наиболее важной площадкой при проведении лоббистской компании в любой стране мира. Это

объясняется тем, что интересы групп давления лежат непосредственно в законодательстве, а на депутатов (прежде всего избранных от одномандатных округов) уже изначально накладывается определенная ответственность в продвижении и отстаивание интересов региона, как в законотворчестве, так и в бюджетном процессе.

Объектом данной работы было определено лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. А предметом работы – формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики.

Целью является выявление структуры, форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.

Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется:

- уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»

- проанализировать причины, формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;

- рассмотреть историю лоббистских отношений в России;

- выделить и проанализировать круг субъектов, лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.

- выявить и дать оценку основным лоббистским компаниям, происходящим в Государственной Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования;