Участие в гражданском процессе органов власти и управления

В случае нарушения прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также угрозы нарушения права в будущем и при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права возникает объективная потребность применения определенных мер защиты - способов защиты права по отношению к обязанной стороне.

Способ защиты права - категория материального (регулятивного) права. Способы защиты права перечислены в ст. 12 ГК РФ. От способа защиты права отличается форма защиты права. Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение перечисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права. Многообразие форм защиты права объясняется действием ряда факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотношений и подлежащих защите прав, степенью развития демократических процессов в обществе, правовыми традициями.

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет судебная форма как универсальная, исторически сложившаяся, детально регламентированная нормами гражданского процессуального права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды. Судебная власть при защите гражданских прав судами общей юрисдикции осуществляется посредством отправления правосудия.

В связи с расширением компетенции судов по разрешению споров гражданско-правового характера растет из года в год число гражданских дел по самым разнообразным спорам. Сегодня в судах Российской Федерации ежегодно рассматривается свыше двух миллионов гражданских дел. Это свидетельствует о возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.

При подготовке ГПК РФ высказывались мнения, что данный институт (участие в гражданском процессе органов власти и управления) не соответствует произошедшим изменениям в общественно-политической и экономической жизни страны, участие уполномоченных органов в гражданском процессе несет в себе угрозу свободе личности, является неоправданным вмешательством в частноправовые отношения граждан. Эти опасения были восприняты законодателем, и в порядок гражданско-процессуальной защиты прав и интересов других лиц были внесены существенные изменения. Тем не менее, этот институт сохранен в ГПК РФ.

Граждане нуждаются в помощи государства. Нельзя допустить, чтобы всегда правой в споре была сторона, способная нанять лучшего адвоката. Гражданский процесс должен быть организован таким образом, чтобы суд мог установить истину, защитить действительно нарушенные права и интересы. Так, в суде права несовершеннолетних, недееспособных, инвалидов, работников по трудовому договору, потребителей, инвесторов и других лиц могут защитить не только сами заинтересованные лица, но и специально уполномоченные органы.

Всем вышеизложенным и обусловлена острая актуальность рассматриваемой темы.

Теоретическое и практическое значение участия органов власти и управления в гражданском процессе предопределило повышенное внимание к этой теме в науке гражданского процессуального права. В данной области проводили исследования Аргунов В.Н., Баулин О.В., Викут М.А., Гадиятова М.В., Добровольский А.А., Ергашев Е.Р., Козлов А.Ф., Лазарев Р.И., Морщакова Т.Г., Простова В.М., Рожкова М.А., Чечот Д.М., Шакарян М.С., Эриашвили М.И. и др. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Целью настоящей работы является исследование участия в гражданском процессе органов власти и управления.

В задачи работы входит:

1) анализ процессуального положения органов власти и управления в гражданском процессе;

2) характеристика оснований и форм участия органов власти и управления в гражданском процессе;

3) изучение особенностей деятельности органов власти и управления в различных стадиях гражданского процесса.

Объектом исследования являются органы власти и управления, включая прокурора, а также органы местного самоуправления. Кроме того, в работе мы затронем также вопросы участия в гражданском процессе некоторых общественных организаций, а также граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, поскольку в данном случае цели и формы их участия в гражданском процессе практически аналогичны целям и формам участия в гражданском процессе органов власти и управления.

Предметом исследования являются процессуальные формы участия органов власти и управления в гражданском судопроизводстве.

Структурно работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность исследования, намечены ее цель и задачи; двух глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются вышеуказанные задачи работы; заключения, в котором подводятся итоги исследования. Оканчивается работа библиографическим списком.